Регистрация
 

Версия для слабовидящих
Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться
Лев Николаевич Толстой
год педагога и наставника
дневник
Всош
сириус
высшая проба
ломоносов
фил
умники
Билет
Сейчас на сайте: 1

Что такое «функциональная грамотность» и чем она может быть полезна современным школьникам? Как она формируется в школе и в каких ситуациях применима? Почему чисто академических знаний уже недостаточно, чтобы быть успешным во взрослой жизни?

Что такое «функциональная грамотность»

Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:

«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».

В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная.

Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.

О востребованности функциональной грамотности

Еще в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристипп, ученик и друг Сократа, говорил о том, что «детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут».

Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.

Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.

Требования к освоению элементов предметного содержания по-прежнему остаются в фокусе, но чисто академических знаний уже недостаточно. Сегодня мы делаем акцент на умения применять эти знания.

 


Образовательное событие Путешествие одного текста -2022


«День единого текста» - способ организации взаимодействия учебных предметов при работе с текстом в рамках формирования читательской грамотности»


Образовательное событие Путешествие одного текста - 2023

2 февраля 2023 года в 7А классе

Авторский текст дальневосточного писателя В.К. Арсеньева ребята 7А класса анализировали в течение дня на уроках русского языка, обществознания, математики, английского языка в рамках лицейского проекта “Путешествие одного текста” (Разработчик - учитель русского языка и литературы Немеш Н.А.)

Рефлексируя свое участие в событии, ребята отмечали: “Сегодняшний день для меня был очень интересным, необычным, в то же время были и  “минусы”, ведь с одним текстом связать все уроки очень сложно”

”Сегодня было трудно, но мне понравилось”, “Сегодняшний день был для меня очень увлекательным, ведь мы анализировали текст с точки зрения разных предметов, что помогло понять его лучше. мне бы хотелось, чтобы был еще такой день!”

Результаты “Дня единого текста педагогам предстоит еще глубоко проанализировать, но, несомненно, это образовательное событие оставило эмоциональный и интеллектуальный след в душах всех его участников, способствовало формированию функциональной грамотности лицеистов, их способности видеть применение своих знаний в различных предметных областях.